Узбекистан Инфо

Культура, искусство и история Узбекистана
главная | о проекте
Ганч
Настенная роспись
Резьба по дереву
Роспись по дереву
Тыквяные изделия и табакерки
Папье-маше и лаковая миниатюра
Художественная керамика
Игрушки и мелкая пластика
Чеканка и резьба по металлу
Ножи
Ювелирное искусство
Набойка
Вышивка
Головные уборы - тюбетейки
Золотое шитье
Ковры и ковроделие
Изделия из кожи
Ткани

Чеканка и резьба по металлу

Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества - чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения.

За долгий срок бытования в искусстве чеканки сложились локальные стили, характеризующиеся своеобразными формами изделий, а также техническими и художественными приемами. Узбекская чеканка представляет собой различные приемы гравировки. Более глубокая гравировка носит название кандакори, менее глубокая - чистая гравировка - чизма, кроме гравировки узбекскими мастерами употребляется прорезная чеканка - шабака.






Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.

Старинная чеканка Самарканда была близкой по художественному оформлению произведениям мастеров Бухары. Каршинские и шахрисабзские чеканные произведения были менее строги по оформлению, местные мастера охотно применяли цветную подкраску фона и украшали изделия накладными штампованными деталями, вставками бирюзы и цветного стекла.



Изделия городов Ферганской долины, особенно Коканда, были очень разнообразны по формам и отличались менее глубокой, но очень четкой чеканкой, употреблением измельченного растительного орнамента. Ферганские мастера первыми расширили рамки содержания орнамента, вводя в орнамент изображения архитектурных памятников.




Произведения ташкентских чеканщиков в прошлом по своим художественным качествам не занимали видного места, производилась, в основном, хозяйственная посуда крупных форм: сосуды для воды и пищи, которые украшались простым растительным орнаментом, выполняемым неглубокой чеканкой.









В 20-30х годах 20 в. в Самарканде и Ташкенте открылись художественные училища, где молодежь, кроме традиционной чеканки, знакомилась с различными приемами оформления металлических изделий. Молодые мастера стали охотно переходить на новые виды техники и орнаментации. В Самарканде и Ташкенте традиционная чеканка сохранилась только в мастерских художественного фонда, где мастера, наравне с новыми, пользуются и старинными приемами.



В Коканде, Хиве и Бухаре еще и ныне работают с членами семей и учениками старейшие чеканщики традиционалисты: в Коканде - Л. Фазылов, в Хиве Б.Якубов и М.Атаджанов, в Бухаре ученики умершего в 1973 г. С.Хамидова.



Обилие поступающих на рынок фабричных изделий, ставших заменителями медно-чеканных предметов утвари, коренным образом меняет природу этого вида искусства. Чеканка по меди теряет свои утилитарно- практические функции, но увеличивается ее эстетическое значение. Чеканка применяется как декоративный элемент в интерьерах жилых и общественных зданий, медно-чеканные изделия, выполненные в традиционной манере, вызывают на выставках всеобщее восхищение как произведения высокого искусства. Это естественно, так как искусство медной чеканки является частью сокровищницы народного наследия, которое не может исчезнуть.

Сообщество энтузиастов народного искусства Узбекистана, Информационный портал, 2002-2013гг.

Вы можете связаться с нами по адресу для получения информации и внесения предложений.
Проверка ТИЦ
Регистрация
Начало каталога FLP
Ресурсы

Uzbekistan Info

Culture, Arts and History of Uzbekistan
home | about the project
Ganch
Wallpainting
Woodcarving
Woodpainting
Gourd vessels and snuff boxes
Papier-mache and laquer miniature
Ceramics
Toys and small ceramics
Metal chasing
Knives
Jewelry
Blockprinting
Embroidery
Duppi - Skull Caps
Gold Embroidery
Rugs, Carpets and Carpetmaking
Leather

Metal Chasing

Chased-copper articles were popular among the inhabitants of Uzbekistan since olden times. They were valued for their practical use and decorativeness. Chased-copper vessels were displayed on the shelves of open built-in cupboards as part of a living accommodation.






A local style of chasing has come into being during a long period, which is characterized by the distinctive shapes of the articles, as well as by the techniques and artistic methods. Uzbek chasing represents various ways of engraving. The more deep engraving is called kandakori, the less deep-clean engraving is known as chizma. Besides engraving Uzbek masters use notch chasing - shabaka.



Most famed are the Bukhara and Khiva chasers whose works are notable for the beauty and plasticity of form, simplicity and mastery of ornamentation, and depth of chasing.

Ancient chasing in Samarkand was similar to the designs of the Bukhara masters.Chased-copper articles of Karshi and Shakhrisabz were more elaborately designed; local masters used coloured tint for the background and decorated articles with laid-on punched details, turquoise inserts and stained class.



Articles made in the Ferghana Valley, and particularly in Kokand, varied in shape and were notable for their being less deeply though clearly chased, and for the use of minute vegetal ornaments. The masters of Ferghana were the first to portray architectural monuments in their ornaments.

In former times the works of Tashkent chasers did not have high artistic value. Big earthenware for water and food held prominence, which was decorated with a simple vegetal design, which was not deeply chased.




In the 1920's and 1930's art schools were set up, where students were instructed in various ways of ornamenting metal articles. The young masters readily turned to the new methods and ornamentation. In Samarkand and Tashkent the traditional way of chasing is only retained in studios where the most valuable possessions of art are kept, and where masters use both old and new methods.

The oldest chasers working in the traditional way with their families are: L.Fazilov of Bukhara, B.Yakubov and M.Atajanov of Khiva, and the learners of S.Khamidov, who died in 1973.



The large number of factory-made articles, which have replaced chased-copper utensils, has radically changed the nature of this form of art. Copper-chasing is losing its utility, while its artistic value is rising. This is natural as the art of chasing copper in a popular treasure-house of art - a heritage of the past that cannot vanish. This heritage is restored to life in the form of souvenirs and decorations of interiors of dwellings and public buildings.


Uzbek Folk Art Supporters Community, Information Portal, 2002-2013.
You may contact us at to get information or make proposals.
Resources